Хельсинки

Описание

Хельсинки – архитектурный шедевр Балтики

У столицы Финляндии – Хельсинки не столь древняя история, как у многих городов Европы. Однако она притягивает множество туристов благодаря своему своеобразному городскому ландшафту и цельности архитектурных ансамблей. Этот город красив и солнечным летом, и снежной зимой. Но тем, кто хочет в полной мере насладиться своеобразной атмосферой Хельсинки, следует приехать сюда в период белых ночей, когда с полной силой раскрывается вся гармония и поэтичность финской столицы.

История города весьма интересна. В мае 1550 г. шведский король Густав I Ваза основал новый город Гельсингфорс, выбрав место для него на северном берегу Финского залива. Шведский правитель стремился создать новый торговый центр на балтийских берегах. Однако Гельсингфорс развивался очень медленно, причиной чему служили очень частые войны между Швецией и Россией. Городу было тяжело играть значительную роль в торговле, так как в его мелководную, а местами и заболоченную бухту не могли заходить крупные купеческие суда.

В 1640 г. по инициативе шведских властей город Гельсингфорс был перенесен на новое, более выгодное место – на оконечность полуострова Эстнес (это историческая часть Хельсинки). Просторная и глубоководная гавань лучше удовлетворяла потребности растущего города. Судьба Гельсингфорса на новом месте не была легкой. Он оказался между двух огней: на финские земли, находившиеся под властью Швеции, претендовала Россия. Постоянные войны изнуряли город, он многократно горел и вновь отстраивался. В первой половине XVIII в. Швеция потерпела ряд серьезных поражений. Несколько раз Гельсингфорс оказывался захваченным русскими войсками. Чтобы укрепить свои позиции в Финляндии, шведы задумали создать в районе Гельсингфорса надежные укрепления, как сухопутные, так и морские. Фортификационные работы велись в 1748-1788 гг. Хотя шведам пришлось оставить идею возведения укреплений на суше и всецело сконцентрировать свои усилия на защите окружающих город многочисленных островов, созданная ими оборонительная линия, получившая название Свеаборг, до сих пор впечатляет.

Строительство Свеаборга способствовало росту Гельсингфорса: в пределах крепостных стен сложился гарнизонный город. Верфи и кирпичные заводы свидетельствовали о том, что жители Гельсингфорса уже занимаются не только торговлей, но и промышленным производством. Однако он рос медленно, и каменные здания можно было пересчитать по пальцам. На рубеже XVIII и XIX вв. там проживало самое большее три с половиной тысячи человек.

Очередная русско-шведская война 1808–1809 гг. еще раз наглядно продемонстрировала, кто из противников сильнее, кто более другого способен силой подтвердить свои притязания на господство на Балтике. Русские войска, которыми командовал генерал Ф. Ф. Буксгевден, осадили Свеаборг. Хотя осажденные шведы имели численный перевес, их главнокомандующий адмирал Кронштедт принял решение о капитуляции. Результатом победы русских войск в Финской кампании стало присоединение Финляндии к России. Новые территории образовали Великое княжество Финляндское, получившее особый автономный статус. Через три года, в 1812 г., появился указ императора Александра I о перенесении финской столицы из города Турку в Гельсингфорс. Русским властям было важно контролировать акваторию Финского залива, и крепость Свеаборг, где разместился русский гарнизон, продолжала сохранять свое оборонное значение.

Присоединение Финляндии к России и обретение столичного статуса стали переломными в истории Гельсингфорса. В городе началось активное строительство, известные архитекторы разрабатывали и воплощали в жизнь планы создания целостных, масштабных архитектурных ансамблей. Так как в Гельсингфорсе к тому времени каменных зданий было немного, то город практически отстроили заново. Особое внимание уделялось единству архитектурных композиций, гармонии зданий с окружающей природой.

К началу XX в. Гельсингфорс утвердил себя не только как политический, но и как торгово-промышленный, финансовый, культурный центр Финляндии. В декабре 1917 г. Финляндия провозгласила независимость и отделилась от бывшей Российской империи. Столицей Финляндской республики остался Гельсингфорс, которому было дано финское название Хельсинки.

Во второй половине XX в. город застраивался по генеральному плану. Там работали многие известные финские архитекторы, под руководством которых было создано немало оригинальных зданий – как общественного, так и жилого назначения.

Особенность городского ландшафта Хельсинки – сложный рельеф местности, обилие водных пространств и скал. Все это было учтено комиссией во главе с Иоганном Альбрехтом Эрнстрёмом, которая в 1808-1817 гг. вырабатывала генеральный план застройки финской столицы. Им удалось найти удачное расположение главных площадей и улиц города, выгодно связать городские кварталы с живописными заливами и скалами.

Особенно много внимания финские архитекторы уделили центру города. Главные улицы должны были соответствовать назначению нового административного центра Финляндии. Комиссия спланировала основные площади Хельсинки весьма просторными, они были слишком велики для небольшого города первой четверти XIX в. В этом сказалась дальновидность финских зодчих, которые заложили таким образом резервы развития Хельсинки.

В 1818 г. на Торговой площади вырос дом Хейденштрауха, возведенный по проекту архитектора Пера Гранштедта. Это здание было подобно русским особнякам, строившимся в стиле классицизма, каких в ту пору было много в Санкт-Петербурге. В наши дни бывший дом Хейденштрауха – Дворец Президента Республики, место проведения различных государственных мероприятий.

В 1816 г. И. А. Эрнстрём пригласил работать в Гельсингфорс талантливого архитектора немецкого происхождения Карла Людвига Энгеля. Он сыграл огромную роль в выработке архитектурного облика финской столицы, построив в Гельсингфорсе Сенат, собор Св. Николая и здание Университета. Под руководством этого талантливого зодчего в Гельсингфорсе было возведено 30 общественных зданий, не считая частных домов.

Сенат построен по образу русских зданий эпохи классицизма, его фасад богато декорирован. Здание возведено на Сенатской площади, являющейся единым архитектурным ансамблем, и производит впечатление изящества. Сейчас в здании Сената работает Государственный совет.

В 1827 г. пожар уничтожил здание университета в финском городе Або. Император Николай I принял решение о переносе единственного финского университета в столицу княжества. За сооружение нового здания взялся Энгель. Он удачно расположил его на Сенатской площади, напротив здания Сената. Университетские корпуса занимают целый квартал. Кроме главного возведены химическое и анатомическое отделения, спортивный и фехтовальный залы, библиотека. Так же, как и другие постройки ансамбля Сенатской площади, здания университета построены в классическом стиле, имеют оригинальный и хорошо продуманный декор.

Кафедральный собор Хельсинки – одно из выдающихся творений Энгеля. Это здание доминирует на Сенатской площади. Энгель разработал его проект и начал строительство, но смерть помешала ему завершить начатое. На втором этапе сооружения собора руководство строительством перешло к Эрнсту Бернхарду Лорману. Он закончил возведение собора и шлифовку архитектурного облика Сенатской площади, следуя замыслам Энгеля. Однако если Энгель стремился построить собор одноглавым, то Лорман, следуя советам петербургских властей, дополнил его четырьмя небольшими главками. Кроме того, на фронтонах здания установили бронзовые фигуры 12 апостолов, а по бокам широкой каменной лестницы, связывающей здание собора и площадь, возвели павильоны для колоколов. Собор стал одним из лучших зданий в ансамбле Сенатской площади, а сама площадь поражает единством композиции, считаясь одной и самых красивых в мире.

Уникальные архитектурные комплексы создали Хельсинки славу архитектурной столицы северной Европы. На рубеже XIX и XX вв. в финской столице возводилось много зданий в стиле национального романтизма, для которого характерно обращение к народной культуре, традициям. В последующие десятилетия получил распространение стиль функционализма, характерная особенность которого – геометрические формы зданий, использование железобетонных конструкций. Олимпийский стадион, построенный для проведения несостоявшихся из-за Второй мировой войны Олимпийских игр 1940 г., – пример подобной функционалистской постройки. Украшение стадиона – башня высотой 73 м. Она контрастирует с остальным массивом постройки и придает ей динамику. В 1952 г. в Хельсинки состоялись XV Олимпийские игры. Во время подготовки к ним стадион был расширен.

В Хельсинки много парков, садов, скверов: финны тонко чувствуют природу и обязательно уделяют время на общение с ней. Один из самых популярных парков города – Эспланада. В парке Хесперия на побережье залива Тёёлё находится дворец «Финляндия», одно из крупнейших зданий архитектора Альвара Аалто (построен в 1970-х гг.). Здание признано шедевром современной архитектуры. Основной корпус включает несколько помещений: большой зал, камерный зал, ресторан, несколько оригинальных фойе. Флигель дворца используется для проведения различных международных встреч и конференций. В нем оборудованы пресс-центр и различные вспомогательные помещения. Аалто нашел оригинальные архитектурные решения как внешнего вида, так и интерьеров дворца, удачно расположив его на берегу. Дворец «Финляндия» облицован белым мрамором и производит весьма представительное впечатление.

Упомянутые памятники архитектуры – только наиболее значимые в этом удивительном городе, метрополии балтийской архитектуры. Но все же их перечень будет неполным без упоминания совершенно уникальной постройки – церкви Темппелинаукио, или Скальной церкви, находящейся на Соборной площади. Стены церкви вырублены из скального гранита, а купол сооружен из стекла и меди. Здание сооружено в 1969 г. и с тех пор стало обязательным пунктом всех туристических маршрутов.

Туристы часто посещают шумную и оживленную Рыночную площадь, находящуюся возле Южного порта. На рынке Капатори идет оживленная торговля всевозможной рыбой и морепродуктами. Многие крестьяне продают свой улов прямо с пришвартованных лодок и катеров. Однако здесь можно купить не только рыбу, но и разнообразные овощи, изделия из дерева и кожи. Недалеко от Рыночной площади находятся крупнейшие универмаги, здания которых в свое время проектировали известные архитекторы.

Культурная жизнь города богата. Масса музеев позволяет получить представление об искусстве финского народа. Экспозиция Национального музея иллюстрирует историю Финляндии от древности до начала XX в. В музее города Хельсинки документы, макеты и другие экспонаты иллюстрируют историю развития города. Музей Атениум хранит богатую коллекцию финской живописи, западноевропейские художники представлены слабее. Кроме того, в Атениуме много работ финских скульпторов. Помимо вышеупомянутых музеев, в Хельсинки работают Музей современного искусства Киасма, Военный музей, Музей спорта (на Олимпийском стадионе), Музей трамваев.

Острова в Ботническом заливе, находящиеся недалеко от побережья, – любимое место отдыха финнов. Остров Сеусаари известен своим Этнографическим музеем под открытым небом, где воссоздана атмосфера жизни Финляндии прошлых веков. На острове Суонмеллина многие туристы посещают музей-крепость Свеаборг, пользующийся большой популярностью. Те, кто предпочитает изучать естественные науки, могут посетить Зоологический сад при университете, Ботанический сад или зоопарк.