Стокгольм

Описание

Стокгольм – музей на островах

Столица Швеции – Стокгольм по праву считается одним из самых красивейших городов не только Скандинавии, но и всей Европы. Он занимает материковую часть и несколько островов в районе протоки Норстрём, соединяющей озеро Маларен и залив Сальтшён Балтийского моря.

Город производит необыкновенное впечатление на всех, кто бывал в нем, прежде всего из-за его своеобразного географического положения. Стокгольм сформировался на многочисленных островах и полуостровах, и поэтому огромную роль в его жизни играет вода. Удивительное сочетание заливов, каналов, набережных, мостов, проливов и бухт создает неповторимый городской ландшафт. Для городов Скандинавии характерна гармония всех построек с окружающей средой. То же с полным основанием можно сказать и о Стокгольме. Сложный рельеф островов и материковой части учитывался при прокладке улиц, оформлении площадей, разбивке парков, скверов, бульваров. Сочетание скалистых берегов и живописных водных пространств – еще одна особенность города. Жизнь города на островах всегда имела свои особенности. Каждый остров (а их на территории Большого Стокгольма около ста) – относительно самостоятельная единица, отдельный район, имеющий не только собственные географические, но и архитектурные особенности. Различные районы города связаны между собой мостами. Некоторые из них построены несколько столетий назад, некоторые – относительно молодые.

В 1252 г. регент Швеции Биргер Ярл обнес укреплениями небольшое островное поселение Хольмия. Так было положено начало будущему Стокгольму. Историческое ядро города очень невелико – всего несколько островов. Происхождение названия города спорно, существует несколько версий по поводу его значения. Оно переводится как «остров в заливе» или «бревенчатый остров» и указывает на географическое положение этого населенного пункта или на первые деревянные укрепления города середины XIII в.

Небольшой городок прикрывал озеро Маларен, поэтому расположение было весьма выгодным, способствовало развитию поселения как торгово-ремесленного центра. Это был типичный средневековый город с узкими, извилистыми улочками, жители которого ценили каждый клочок земли, стремились украсить церкви лучшими произведениями искусства, заботились о качестве производимых ими товаров, дорожили своей репутацией в торговом мире. Уже в середине XIII в. горожане Стокгольма закрепили свои права и свободы, добились самоуправления.

К 1397 г., когда Швеция объединилась с Данией и Норвегией в составе Кальмарской унии, Стокгольм уже считался самым крупным городом в стране. На рубеже XIV и XV вв. он был обнесен новыми стенами и значительно увеличил свою территорию.

В стокгольмский порт регулярно приходили суда из Дании, Норвегии, Финляндии, России, Франции, Англии, Германии и других европейских стран. Город являлся крупным ремесленным центром. О том, какую роль он играл в хозяйственной жизни Швеции, можно судить хотя бы потому, что еще в 1356 г. в Швеции появились цехи – производственные объединения ремесленников по специальностям, организующие их труд и контролирующие качество продукции.

Швеция сумела добиться независимости от Дании лишь в 1523 г. Однако обретению свободы предшествовала длительная борьба – как политическая, так и военная. Столицей независимого государства стал Стокгольм, хотя этот статус был закреплен за городом официально только в 1634 г., когда Швеция находилась на вершине своего политического и военного могущества. В городе возникла постоянная королевская резиденция.

Семнадцатое столетие оказалось для Шведской столицы весьма благоприятным. Там выросло много зданий, значительно увеличилось население: если в конце XVI в. насчитывалось 8 тысяч жителей, то в конце XVII – уже 50 тысяч. В середине XVII в. сформировалось деление на кварталы. Каждый квартал имел собственное название, чтобы было можно легко отличить его от других. В качестве названия использовали профессии жителей, имена владельцев домов, особенности местности, а также имена героев античной мифологии. Часть районов города имела регулярную планировку. В Стокгольме, в отличие от ряда других городов Швеции, преобладали каменные дома. Особенно пышными были жилища аристократов. Короли специально предписывали и поощряли каменное строительство – город неоднократно горел, и возводить деревянные дома было опасно. Некоторые здания строились в фахверковой технике, или имели верхние этажи из дерева. К XVII в. относится первый генеральный план развития города.

Экономическая роль Стокгольма в XVI-XVII вв. была весьма значительной: город вел интенсивную внешнюю торговлю, там развивалось железоделательное производство. Во второй половине XVII в. шведское железо являлось самым качественным в Европе и пользовалось большим спросом. Стокгольм был главным центром экспорта железа и чугуна. В XVIII в. в городе складываются крупные архитектурные ансамбли.

Во второй половине XIX в. Швеция переживала индустриализацию. Стокгольм превратился в крупнейший промышленный центр. За 50 лет его население увеличилось более чем в три раза, возникло много промышленных предприятий, банков, сеть железных дорог связала город с другими центрами Швеции.

Сердце Стокгольма – Гамла Стан (Старый город). Он расположен на трех островах – Стаден, Хельгеандсхольмен и Риддархольмен. Центральная площадь Гамла Стана – Стурторгет. Она не очень велика, но очень красива. Гамла Стан очаровывает своей средневековой архитектурой: трех- и четырехэтажные дома стоят вплотную друг к другу, их узкие фасады украшены резьбой и скульптурой. Улицы тесные, узкие, почти без зелени. Высокая цена земли заставляла горожан дорожить каждой пядью свободной территории. Шагая по старинной булыжной мостовой, словно переносишься в XII или XIII век – в то время, когда на Стурторгет шла бойкая торговля, а на прилегающих улицах стучали молотки ремесленников или торговали купцы.

Недалеко от площади Стурторгет стоит главный храм города – собор Стурчурка (собор Св. Николая). Он был сооружен в XIII в., но впоследствии не раз перестраивался, поэтому его романо-готические формы сочетаются с оформлением фасада и интерьеров в стиле барокко. Стурчурка украшен росписями, скульптурами, картинами, которые являются настоящими произведениями искусства. Высокий шпиль Стурчурки – архитектурная доминанта Гамла Стана. На небольшом острове Риддархольмен находится еще одна церковь, такая же старинная, как и Стурчурка, – Риддархольмчурка. Она сооружена в XII – начале XIV вв. и достроена в XV в. Риддархольмчурка построена в готическом стиле, но венец капелл, тесно окружающий церковь, возник позже и нарушил стилевое единство сооружения. Риддархольмчурка известна прежде всего как мемориальный памятник. Еще в XIII в. здесь были сделаны первые захоронения шведских королей, и с тех пор эта церковь стала фамильной усыпальницей монархов. Здесь похоронено около двухсот царствовавших особ.

Интересны дома на набережной Шеппсбрун на восточном берегу острова Стадсхольмен. Первоначально здесь располагались городские укрепления на сваях, порт, торговые склады, различные гильдии, а также крупнейший в городе рыбный рынок. В XV в., когда уровень подъема почвы в районе набережной был уже значителен, набережная стала застраиваться каменными домами. Селиться здесь было довольно престижно, и это могли позволить себе только богатые купцы.

Выдающихся с архитектурной точки зрения зданий XVI в. в Стокгольме не сохранилось. До нашего времени дошло только две церкви и ряд домов, но известно, что недалеко от Стокгольма в Грипсхольме по приказу короля Густава Вазы был возведен замок-крепость, а в самом городе строились подобные сооружения для знати.

В XVII в. облик города значительно изменился. Швеция превратилась в одну из великих европейских держав, возрос ее авторитет на международной арене, усилилась военная мощь. Укрепилась королевская власть, страной стали править абсолютные монархи. Экономический подъем способствовал активному строительству – не только короли, но и знатные вельможи, купцы, бюргеры заказывали и возводили для себя великолепные здания. В Стокгольме начали работать иностранные архитекторы, принесшие с собой влияние римского барокко, французского и голландского классицизма.

Замечательными памятниками XVII-XVIII вв. являются дворец Дроттнингхольм и Королевский дворец. Дворец в Дроттнингхольме возведен по проекту замечательного архитектора Н. Тессина-Старшего в 1662-1681 гг. (завершением работ руководил уже сын архитектора Н. Тессин-Младший). Это загородная резиденция королевской семьи. Дворец представляет собой прямоугольное здание с прилегающими к нему четырьмя павильонами. Все сооружение окружено регулярным французским парком. Это своеобразный стокгольмский Версаль. В 1760-х гг. архитектор К. Ф. Аделькранц построил в дворцово-парковом комплексе Дроттнингхольма Китайский павильон и театр.

В конце XVII в. в Стокгольме также был возведен Королевский дворец – его построили на месте предыдущего здания. Строительные работы начались в 1690-х гг. К 1697 г. удалось возвести только северное крыло. Инициатор строительства король Карл XI внезапно умер. Еще до того, как его успели похоронить, дворец сгорел. Пришлось срочно строить королевскую резиденцию. Эту задачу 15-летний король Карл XII возложил на архитектора Н. Тессина-Младшего, который соорудил огромное здание в форме каре, включив в него уже построенное северное крыло. Во дворце 600 комнат, все они богато декорированы. Сейчас Королевский дворец нежилой и используется только для официальных церемоний. Ежедневная смена караула (в полдень возле главного входа) привлекает массу туристов. Часть парадных апартаментов дворца открыта для публики. Во дворце также можно посетить ряд музеев – Сокровищницу, где хранятся королевские регалии, Оружейную палату и Античный музей Густава III.

В XVII в. в Стокгольме сформировался ряд городских ансамблей. Один из них – здания Риксдага и Национального банка на острове Хельгеандсхольмен, сооруженные по проекту Е. А. Юхансона в 1894-1906 гг. Для этого архитектурного ансамбля, так же как и для других, характерна тесная связь с окружающим ландшафтом.

Одно из самых значительных и известных зданий в Стокгольме – Ратуша, построенная в 1911-1923 гг. по проекту Р. Эстберга. Как и многие другие сооружения рубежа XIX-XX вв., она возведена в стиле национального романтизма. Внешний облик Ратуши свидетельствует об обращении Р. Эстберга к национальным архитектурным традициям. Ежегодно 10 декабря в Ратуше вручаются Нобелевские премии. Здание Ратуши, одно из запоминающихся в городе, стало символом Стокгольма. В районе Нормальм сосредоточены административные, торговые и культурные учреждения. О Риксдаге, находящемся в этом районе, уже сказано выше. Другая известная достопримечательность находится в районе площадей Хёторгет и Сергельсторг – это современный торговый центр. Он настолько велик, что в нем можно заблудиться. Помещения для торговли соединены пешеходными улицами и переходами. В Нормальме много универмагов, банков, контор; там находится центральный вокзал и оперный театр.

Южная часть Стокгольма, район Сёдермальме, застроена частными виллами.

В восточной части города в заливе Сальтшён на живописных островах Шепсхольмен и Юргорден оборудован музей под открытым небом Скансен. Подобные музеи есть во всех скандинавских столицах, но стокгольмский Скансен – самый старый из них, он создан в 1891 г. В нем представлены образцы деревянной архитектуры различных районов Швеции – дома, хозяйственные сооружения, усадьбы XVIII-XIX вв., всего около 150 построек. В Скансене можно познакомиться с образом жизни, бытом шведских крестьян. Интерьеры зданий, мебель, одежда, утварь, техника, мастерские – все это вызывает неподдельный интерес у туристов. Экскурсоводы в этом музее необычны: и мужчины, и женщины одеты в традиционные крестьянские костюмы соответствующего времени, владеют различными ремесленными навыками и демонстрируют посетителям на практике, как в средние века шведские крестьяне пряли, ткали, варили сыр, изготавливали керамическую посуду. Ремесленные изделия можно тут же приобрести. Музей под открытым небом Скансен – часть Северного музея. В 1872 г. шведы впервые в Европе организовали художественно-исторический музей, экспозиция которого посвящена скандинавскому искусству и этнографии.

На острове Юргорден находится один из самых известных музеев Стокгольма – музей корабля «Ваза». Он создан для хранения всего одного экспоната – флагманского корабля Густава II Вазы. По приказу шведского монарха в 1628 г. был сооружен мощный парусный фрегат «Ваза». Этот корабль не имел себе равных среди других судов военного флота и должен был стать символом шведской военной мощи. Однако Густав II во время строительства приказал внести изменения в проект корабля – увеличить надводную часть, надстроить борта. Это отрицательно повлияло на технические характеристики фрегата. Инженеры и корабельные мастера не осмелились перечить королю. В итоге первое плавание «Вазы» 10 августа 1628 г. оказалось последним: едва отчалив от берега, он затонул в Стокгольмской бухте, не продержавшись на воде и получаса из-за серьезных изъянов в конструкции. Стокгольмцы, собравшиеся на берегу на праздник по случаю отплытия «Вазы», оказались свидетелями того, как в течение нескольких минут флагман шведского флота ушел на дно вместе со всей командой. Ему суждено было пролежать на дне более трехсот лет. Специалист по поиску затонувших кораблей Андрее Франсен обнаружил «Вазу» на дне бухты в 1956 г. В 1961 г. была успешно завершена операция по подъему фрегата, после чего начались реставрационные работы, длившиеся почти тридцать лет. В 1990 г. открылся музей «Ваза», где в специальном сухом доке выставлен корабль, подвергшийся реставрации и консервации. В помещении поддерживаются оптимальные температуры и влажность. Экспозиция посвящена корабельному быту и вооружению, посетителям демонстрируют фильм о подъеме и реставрации корабля.

Национальный музей, созданный в 1886 г., – крупнейшее в Швеции художественное собрание, где экспонируются полотна и скульптура XVI-XX вв. В Музее современного искусства демонстрируются произведения европейских и американских художников XX в. Средиземноморский музей был создан в 1954 г. Его экспозиция включает памятники Древнего Египта, находки, обнаруженные на острове Кипр, античные экспонаты, а также раздел, посвященный исламскому искусству. В Музее дальневосточного искусства собрана керамика, бронза, скульптура и живопись Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии. Музей средневековья недалеко от здания Риксдага демонстрирует остатки крепостных стен и церкви XIV-XVI вв., рассказывает о строительной технике, кораблестроении, церковной жизни, ремеслах средневекового Стокгольма.

Всего в шведской столице насчитывается более 60 музеев, и мы перечислили только самые крупные из них. Кроме них можно упомянуть Архитектурный, Исторический, Водный, Музей естественной истории, Музей города Стокгольма, Технический, Этнографический музеи, Музей мореплавания, Музей Юнибакен, посвященный героям произведений Астрид Линдгрен, музей Миллесгорден, где выставлены работы известного скульптора Карла Миллерса, музей Стринберга, посвященный творчеству известного писателя Августа Стриндберга, Телемузей и другие.

Также Стокгольм славится своей богатой театральной жизнью: в столице работает около 30 театров. Наибольшей известностью пользуются Шведская королевская опера, Дроттнингхольмский оперный театр и Королевский театр.