Усадьба Остермана

Описание

Архитектурный комплекс, который коренные москвичи по привычке называют "усадьбой Остермана", формировался на протяжении 18-20 веков. Прежде на этом месте находилась городская усадьба, от которой до наших дней сохранился трехэтажный дворец с флигелями и переходами. Имя архитектора, создавшего это здание, неизвестно, но предполагается, что он принадлежал к школе архитектора М. Казакова.

Дворец сильно пострадал при пожаре 1812 году и долго не восстанавливался. Последним владельцем усадьбы был А. Остерман-Толстой, герой Отечественной войны 1812 года и участник заграничных походов русской армии. В 1827 году он продал особняк, решив навсегда покинуть Россию. В 1834 году здание было передано Московской семинарии.

В 1840 году особняк был восстановлен по проекту архитектора А. Щедрина. Он бережно сохранил прежние очертания дворца, но расширил его в глубину участка. Такое же бережное отношение к дому Остермана сохранялось и позднее. В 1885 году, когда семинария стала нуждаться в дополнительных помещениях, со стороны парка было пристроено двухэтажное здание епархиального общежития, не нарушив таким образом ранее сложившийся ансамбль.

В 1918 году усадьба Остермана, как и многие другие частные дома, была национализирована. После Великой Отечественной войны здесь разместились Президиум Верховного совета и Совет Министров РСФСР. В 1949 году к корпусу бывшего семинарского общежития был пристроен трехэтажный корпус по проекту архитектора В. Гельфрейха. Однако и этот корпус не нарушил целостности ансамбля, а его высота почти скрадывалась садом.

21 июня 1981 года в усадьбе Остермана открылся Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. В коллекциях музея собраны изделия художественного ремесла, народных художественных промыслов, заводов художественной промышленности, авторские произведения мастеров декоративно-прикладного искусства - всего около 65 тысяч предметов, которые охватывают период с 14 века до наших дней.

Не смотря на то, что время не пощадило служебные флигеля усадьбы, исчезли пруды и сильно изменился парк - в целом дом графа Остермана сохранил свой прежний облик и остается характерным памятником архитектуры эпохи классицизма.