Московские усадьбы

УСАДЬБА АРХАНГЕЛЬСКОЕ

Государственный музей-усадьба "Архангельское" расположен в Красногорском районе Московской области, в 20 километрах к западу от Москвы. Эта усадьба - замечательный памятник русской художественной культуры. Всемирную известность Архангельскому принесли и величественная красота самой усадьбы, и разнообразие уникальных музейных коллекций.
До 1810 года Архангельское принадлежало князьям Голицыным, но подлинный расцвет усадьбы начался после того, как она перешла во владение богатого русского вельможи, ценителя искусств и мецената князя Н. Юсупова. При новом хозяине Архангельское стало одним из самых популярных центров светской жизни Москвы. Усадьбу посещали российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты.
Архитектурный ансамбль Архангельского включает в себя Большой дворец, церковь Михаила Архангела, театр, храм-усыпальницу "Колоннада" и регулярный парк 18 века с Малым дворцом "Каприз".
Большой дворец в Архангельском был возведен в 1786-1790 годах русскими мастерами по проекту французского архитектора Ш. де Герна. Высокая въездная арка ворот с ажурной чугунной решеткой ведет к парадному двору, в глубине которого возвышается дворец. Двойные белокаменные колоннады, соединяющие дворец с флигелями, торжественно обрамляют парадный двор. Над вторым этажом здания выстроен бельведер, придающий дворцу неповторимый облик. В одном из флигелей дворца располагались знаменитая картинная галерея и библиотека князя Юсупова.
Каменная церковь Михаила Архангела была построена в 1660-х годах на месте деревянной церкви 16 века. Перед северным фасадом церкви в 1826 году была возведена стена с массивным арочным проемом.
В театре, выстроенном в 1817-1818 годах по проекту П. Гонзаго, сохранились до наших дней декорации и занавес работы этого знаменитого итальянского художника-декоратора.
Храм-усыпальница "Колоннада" - наиболее позднее сооружение на территории усадьбы. Монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными колоннадами было построено в 1909-1916 годах после гибели на дуэли одного из князей Юсуповых, но никогда не использовалось по назначению.
Регулярный парк 18 века, занимающий центральную часть усадьбы Архангельское, был разбит одновременно со строительством Большого дворца. Террасы парка, спускающегося к берегу Москвы-реки, украшены мраморными статуями, бюстами, вазами и скамьями работы итальянских мастеров. В западной части парка расположены Малый дворец "Каприз" и павильон "Чайный домик", в восточной - беседка "Розовый фонтан". С юга регулярный парк когда-то замыкали две большие оранжереи с жилыми корпусами. В 1930-е годы на их месте построили корпуса санатория "Архангельское".
В наши дни усадьба Архангельское представляет собой музей с уникальными собраниями живописи 17-19 веков, гравюры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В музее хранится одна из крупнейших в России коллекций редких книг - около 16 тысяч томов.
Долгие годы Государственный музей-усадьба "Архангельское" находился в ведении Министерства обороны. В ноябре 1985 года он был закрыт на реставрацию, а в январе 1997 года передан в ведение Министерства культуры РФ.
С 1998 года в музее-усадьбе Архангельское, возрождающей прежние традиции, проводятся концерты классической музыки "Осенний дивертисмент в Архангельском" и музыкальные вечера под открытым небом.

УСАДЬБА КУСКОВО

Уникальный памятник 18 века усадьба Кусково, в прошлом - загородная резиденция графов Шереметевых, расположена в Перовском районе Москвы. Архитектурный ансамбль усадьбы сложился в середине 18 века. До наших дней сохранились замечательные усадебные постройки - дворец, Грот, Эрмитаж, Большая каменная оранжерея, старинная церковь, Итальянский и Голландский домики. Особой достопримечательностью Кусково является прекрасно сохранившийся французский регулярный парк с прудами, оригинальными павильонами и мраморной скульптурой.
Ансамбль Кусково был построен крепостными архитекторами Ф. Аргуновым, А. Мироновым и Г. Дикушиным при участии К. Бланка. Центральное место в ансамбле занимает дворец, построенный в 1769-1775 годах К. Бланком по проекту Ш. де Вайи. Деревянное здание дворца с каменным цокольным этажом было выполнено в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Во дворце сохранились планировка и подлинные интерьеры 18 века, а также уникальная коллекция живописи, включающая портреты русских императоров, подаренные хозяевам усадьбы, и портреты нескольких поколений самих графов Шереметевых.
Одно из самых интересных сооружений в Кусково - Грот, построенный в 1755-1761 годах под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены Грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихию камня и воды.
Эрмитаж, возведенный под руководством К. Бланка в 1765-1766 годах, - один из лучших памятников парковой архитектуры в русском зодчестве 18 века. Павильон, построенный в стиле барокко, был снабжен уникальными подъемными механизмами и предназначался для приема узкого круга лиц без присутствия прислуги.
Большая каменная оранжерея в стиле барокко была выстроена по проекту Ф. Аргунова в 1761-1783 годах. Большой центральный павильон оранжереи соединяют с меньшими боковыми павильонами застекленные галереи. В центре двусветной части большого павильона был устроен зал для концертов и танцев.
В 1919 году усадьба Кусково получила статус Государственного музея, а с 1938 года была объединена с единственным в России музеем керамики. Сегодня музей "Кусково" обладает одной из крупнейших в мире коллекций керамики и стекла от античности до наших дней. В фондах музея хранится свыше 30 тысяч произведений русского и зарубежного искусства, как-то: итальянская майолика, венецианское, английское и русское стекло, мейсенский, севрский и восточный фарфор. Предмет особой гордости музея - уникальные собрания фарфора из российских мануфактур, начиная с 18 века.

УСАДЬБА ОСТАНКИНО

Усадьба Останкино, расположенная в северной части российской столицы, - один из сохранившихся памятников архитектуры 18 века.
Первые сведения о ней восходят к середине 16 века, когда здесь находилась усадьба Щелкаловых с боярским двором и небольшой деревянной церковью. В 1620 году Останкино было пожаловано царем Михаилом Федоровичем боярину И. Б. Черкасскому. Черкасские владели усадьбой до 1743 года, затем она перешла к Шереметевым.
Подлинный расцвет Останкино начался в конце 18 века, когда владельцем усадьбы стал граф Н. Шереметев, богатый меценат и ценитель искусства. В то время в дворянской среде было модно увлекаться театром, однако у графа Шереметева это увлечение превратилось во всепоглощающую страсть. Он решил сделать Останкино своей летней резиденцией и перевести сюда из Кускова театральную труппу. Для воплощения этой идеи в Останкино был построен знаменитый дворец-театр.
Дворец был построен крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновов по проектам Кампорези, Бренны, Старова. Строительство длилось с 1792 по 1798 годы.
Здание дворца воплощено в торжественных и строгих формах классицизма. Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Не менее парадно выглядит фасад, обращенный к парку - его украшает десятиколонная лоджия ионического ордера, охватывающая весь второй этаж. Наружные стены дворца декорированы барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая примечательная часть дворца - театральный зал, который по желанию мог быть превращен в танцевальный. Этот зал соединяется закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались и для парадных приемов, и для театральных постановок. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня он используется для постановки старинных опер и камерных концертов.
Внутреннее убранство дворца отличается нарядностью и вместе с тем простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу, алебастр и другие материалы. Основной вид отделки - золоченая резьба, которая отличается высоким мастерством исполнения и художественным совершенством. Изобилие резьбы особенно характерно для Итальянского павильона, в котором стены почти полностью заполнены резными золочеными панно. Наборный паркет из редких пород дерева (палисандр, пальма, грецкий орех, эбеновое дерево, красное дерево, черное дерево, карельская береза) отличается сложным узором. Стены залов дворца обиты штофом, атласом и бархатом. Особую нарядность интерьерам здания придают живописные плафоны на потолках помещений.
Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены 18 века - сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы. 
Самый старый из сохранившихся на территории Останкино памятников - это церковь Живоначальной Троицы конца 17 века с девятиярусным резным иконостасом. Этот пятиглавый храм в стиле "московского узорочья" - из красного кирпича, отделанного белым резным камнем и разноцветными изразцами, - был возведен еще при князьях Черкасских.
Граф Н. Шереметев умер в 1801 году, и после его смерти усадьба Останкино была почти забыта владельцами. В связи с национализацией ценностей, начавшейся сразу после Октябрьской революции, усадьба была превращена в музей, который с 1938 года носил название Дворец-музей творчества крепостных. В 1992 году музей был переименован в Московский музей-усадьбу Останкино.
В музее-усадьбе Останкино представлена коллекция древнерусских икон и деревянной скульптуры конца 15-начала 20 веков, коллекция мебели конца 14-19 веков (включая собрание золоченой мебели 18 века, изготовленной специально для обстановки дворца), коллекции живописи и графики. Особого внимания заслуживает коллекция осветительных приборов конца 15-начала 20 века, в которой представлены как светильники серийного производства, так и уникальные изделия, выполненные на заказ.
Ежегодно в музее-усадьбе Останкино проводится музыкальный фестиваль "Шереметевские сезоны", цель которого - представить современному зрителю оперное наследие 18 века.

УСАДЬБА ЦАРИЦИНО

Архитектурно-парковый ансамбль Царицыно - примечательный памятник истории и культуры 18-19 веков. Построенный в стиле неоготики, он предназначался для подмосковной резиденции Екатерины II.
Когда-то на месте Царицино находилось село Черная Грязь, принадлежавшее князьям Кантемирам. Современное название усадьба получила в 1775 году, когда была куплена у прежних владельцев Екатериной II. В 1776-1785 годах в усадьбе с размахом велось строительство по проекту архитектора В. Баженова. В 1779-1782 годах были построены два дворца, которые соединяла галерея с ажурной аркой ворот; в 1784-1785 годах - Большой Кавалерский корпус и Хлебный дом. Одновременно с постройкой дворцов и павильонов был разбит пейзажный парк. Здания, построенные в готическом стиле, отличались эффектным сочетанием красной кирпичной кладки с белокаменными цоколями и декоративными деталями.
Однако работа Баженова не пришлась по вкусу царственной заказчице: помимо всего остального, Екатерину возмутило обилие в декоре масонских символов - и архитектор был отстранен. Продолжать строительство поручили М. Казакову. В 1797 году, через год после смерти Екатерины, строительные работы в усадьбе полностью прекратились.
В 19 веке Царицыно перешло к Удельному ведомству и стало местом массовых народных гуляний. Среди павильонов, сохранившихся до наших дней, - галерея "Миловид" с колоннами тосканского ордера, построенная в 1804 году архитектором И. Еготовым, купольный павильон "Нерасстанкино" и восьмиколонная беседка "Золотой сноп" ("Храм Цереры").
В 1860 году Дворцовое ведомство объявило о продаже Царицыно под снос, однако усадьбе удалось избежать окончательного разрушения. В 1926 году усадьба была передана в ведение Главнауки, а через год был открыт музей "Царицыно". После Великой Отечественной войны были проведены восстановительные работы в парке и реконструированы парковые павильоны 19 века.
В 1984 году в Царицыно открылся Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, а в 1993 году был создан Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно". Это самый большой по площади из всех музеев-заповедников Москвы.

УСАДЬБА ОСТЕРМАНА

Архитектурный комплекс, который коренные москвичи по привычке называют "усадьбой Остермана", формировался на протяжении 18-20 веков. Прежде на этом месте находилась городская усадьба, от которой до наших дней сохранился трехэтажный дворец с флигелями и переходами. Имя архитектора, создавшего это здание, неизвестно, но предполагается, что он принадлежал к школе архитектора М. Казакова.
Дворец сильно пострадал при пожаре 1812 году и долго не восстанавливался. Последним владельцем усадьбы был А. Остерман-Толстой, герой Отечественной войны 1812 года и участник заграничных походов русской армии. В 1827 году он продал особняк, решив навсегда покинуть Россию. В 1834 году здание было передано Московской семинарии.
В 1840 году особняк был восстановлен по проекту архитектора А. Щедрина. Он бережно сохранил прежние очертания дворца, но расширил его в глубину участка. Такое же бережное отношение к дому Остермана сохранялось и позднее. В 1885 году, когда семинария стала нуждаться в дополнительных помещениях, со стороны парка было пристроено двухэтажное здание епархиального общежития, не нарушив таким образом ранее сложившийся ансамбль.
В 1918 году усадьба Остермана, как и многие другие частные дома, была национализирована. После Великой Отечественной войны здесь разместились Президиум Верховного совета и Совет Министров РСФСР. В 1949 году к корпусу бывшего семинарского общежития был пристроен трехэтажный корпус по проекту архитектора В. Гельфрейха. Однако и этот корпус не нарушил целостности ансамбля, а его высота почти скрадывалась садом.
21 июня 1981 года в усадьбе Остермана открылся Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. В коллекциях музея собраны изделия художественного ремесла, народных художественных промыслов, заводов художественной промышленности, авторские произведения мастеров декоративно-прикладного искусства - всего около 65 тысяч предметов, которые охватывают период с 14 века до наших дней.
Не смотря на то, что время не пощадило служебные флигеля усадьбы, исчезли пруды и сильно изменился парк - в целом дом графа Остермана сохранил свой прежний облик и остается характерным памятником архитектуры эпохи классицизма.

УСАДЬБА КОЛОМЕНСКОЕ

Древнее село Коломенское, расположенное в южной части Москвы, - уникальное место, где веками создавались и бережно хранились святыни русской истории. Недалеко от Коломенского находится древнейшее на территории Москвы поселение - Дьяково городище, возникшее около двух с половиной тысяч лет назад.
Впервые село Коломенское упоминается в 1339 году, в грамоте князя Ивана Калиты. С 14 века Коломенское стало загородной резиденцией великих московских князей, а затем и русских царей. В 1606 году здесь стояло лагерем мятежное войско И. Болотникова. В Коломенском провел свои детские годы Петр I. После взятия Азова в 1696 году и победы под Полтавой в 1709 он останавливался здесь перед торжественным въездом в Москву.
В 19 веке здания Коломенского сильно обветшали. В 1860-1880-х годах, после частичной реставрации, в Коломенском устраивались народные гуляния и даже медвежьи бои.
С 1925 года Коломенское стало отделением музея "Покровский собор" (собор Василия Блаженного), а с 1928 года - филиалом Государственного Исторического музея. В 1930-1959 годах в Коломенском был создан архитектурный музей под открытым небом. Сюда перевезли памятники русского деревянного зодчества 17 века: медоварню из подмосковного села Преображенское, воротную башню из Николо-Карельского монастыря, башню Братского острога из Сибири, домик Петра I из Архангельска. Эти памятники деревянного зодчества были спасены благодаря непосредственному участию директора музея "Коломенское" архитектора П. Барановского.
Архитектурный ансамбль усадьбы Коломенское, сложившийся в 16-17 веках, представляет большую художественную и историческую ценность. В комплекс Коломенского входят церковь Вознесения, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяковском, храм-колокольня Георгия Победоносца, церковь Казанской Богоматери, Водовзводная башня и двое каменных въездных ворот, построенных при царе Алексее Михайловиче.
Жемчужиной этого архитектурного ансамбля по праву можно назвать церковь Вознесения, которая стала одной из первых каменных шатровых церквей в России. Церковь была построена в 1532 году, в честь рождения у великого князя Василия III долгожданного наследника - будущего Ивана Грозного. Предполагается, что строил церковь Вознесения итальянский зодчий Петрок Малый (Петр Фрязин), который возводил в Москве стены Китай-города. Стройный храм со стреловидными окнами и высоким восьмигранным шатром предназначался только для членов царской семьи.
К сожалению, не сохранился до наших дней деревянный дворец, построенный в 1667-1671 годах для царя Алексея Михайловича. По отзывам современников, дворец был "восьмым чудом света". Он состоял из живописных высоких срубов, связанных крытыми переходами и сенями, и был украшен богатой резьбой и внутренней росписью. В 1681 году дворец был перестроен, но и это не помогло его сохранить - в 1768 году обветшавший дворец пришлось разобрать. Летом 1996 года археологи обнаружили белокаменный фундамент здания.
В 1971 году Коломенское было объявлено государственным музеем-заповедником. В наши дни это - Государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское". Собрания музея разнообразны и поистине уникальны - от неолитических находок с территории Дьяковского городища до редких и первопечатных изданий, среди которых - первая русская печатная книга "Московский Апостол", изданная 1 марта 1564 года Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. Уникальная коллекция резьбы по белому камню включает декор уничтоженных храмов и архитектурных памятников Москвы - Львиных ворот, Потешного дворца Московского Кремля, церкви Николая Чудотворца "Большой крест" на Ильинке, Сухаревой башни. В Коломенском находится и одна из лучших в России коллекций архитектурной и печной керамики 10-начала 20 веков. Большую часть коллекции составляет московский изразец.
В наши дни музей-заповедник Коломенское - одно из живописнейших и популярнейших мест в Москве. Осенью 2002 года правительство Москвы утвердило комплексную целевую программу развития музея-заповедника "Коломенское", рассчитанную на 2003-2007 годы. Согласно этой программе, на территории Коломенского предполагается создать этнографический комплекс. Кроме того, за счет города будет отреставрировано сразу несколько памятников: церковь Вознесения, церковь Казанской Богоматери, ограда Государева двора, Сытный двор, Водовзводная башня и Георгиевский храм-колокольня.

Информация

Новости

  • 30.07.2008
    Лента туристических новостей:

Подписка

Вы можете подписаться на информационную рассылку





Copyright © 2005. Академ-Тур. ICQ: 232095070



Сопровождение сайта