ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР РОССИИ
Адрес: Театральная пл., 1
Годом основания Большого театра считается 1776 год, когда была основана театральная труппа. Первоначально для показа спектаклей у актеров не было даже собственной сцены. Лишь в 1780 году труппа переехала в каменное здание, возведенное на месте, где сегодня находится Большой театр. По названию улицы, на которой находился театр, его стали называть Петровским. Было и другое название - Оперный дом, связанное с тем, что главенствующее место в репертуаре театра принадлежало опере.
В 1805 году здание театра сгорело. Долгое время труппа вынуждена была выступать на различных сценических площадках. В 1806 году театр стал государственным, а в 1824 году на месте сгоревшего здания началось строительство нового. Проектом руководил архитектор Осип Бове. Новый театр, торжественное открытие которого состоялось 18 января 1825 года, получил название "Большой Петровский". Великолепное восьмиколонное здание с фронтоном, украшенным скульптурной композицией в виде колесницы бога Аполлона, было выполнено в классическом стиле. По признанию современников, Большой Петровский театр был одним из лучших в Европе.
В Большом Петровском театре, который со временем стал называться просто Большим, состоялась премьера опер Михаила Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила", а балеты "Сильфида", "Жизель" и "Эсмеральда" были поставлены на сцене театра почти вслед за европейскими премьерами.
Трагедия на время прервала работу Большого театра: в 1853 году величественное здание, построенное по проекту архитектора Бове, сгорело дотла. Были утрачены декорации, костюмы, редкие инструменты, нотная библиотека. В 1856 году состоялось открытие нового театра, построенного по проекту архитектора Альберта Кавоса. Он не просто восстановил здание театра, но и усовершенствовал его, надстроив и расширив зрительный зал.
Пятиярусный зал Большого театра славится великолепной акустикой и вмещает в себя до 2150 человек. Зал украшен золоченой лепниной и красным бархатом, что придает ему особую пышность и торжественность.
Важную роль в истории Большого театра сыграли оперные и балетные постановки на музыку Петра Чайковского, среди которых - "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Лебединое озеро", "Спящая красавица". С Большим театром связаны имена прославленных деятелей искусства - Антона Рубинштейна, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Федора Шаляпина, Галины Улановой, Майи Плисецкой и многих других.
Во время Второй мировой войны здание Большого театра сильно пострадало: фашистский бомбардировщик сбросил на театр 500-килограммовую бомбу. Уже во время войны начались ремонтно-восстановительные работы: коллектив людей самых разных профессий в тяжелейших военных условиях трудился над реставрацией театра. Благодаря усилиям добровольцев труппа, вернувшаяся из эвакуации в 1943 году, смогла играть спектакли на восстановленной сцене. После окончания войны в здании театра была установлена система кондиционирования воздуха, а к 200-летнему юбилею театра, который торжественно отмечался в 1976 году, был проведен капитальный ремонт и обновление закулисных помещений.
Оркестр Большого театра принадлежит к числу лучших симфонических оркестров мира. Сегодня в его репертуаре - балетные и оперные постановки в исполнении блистательных мастеров искусства. На сцене Большого театра с неизменным успехом идут спектакли "Жизель", "Ромео и Джульетта", "Макбет", "Пиковая дама", "Сильфида", "Лебединое озеро", "Иван Сусанин", "Щелкунчик", "Евгений Онегин", "Баядерка" и многие другие.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР
Адрес: Театральная пл., 1/6
Малый театр был основан в 1756 году указом императрицы Елизаветы Петровны. Старейший в России профессиональный театр возглавил известный литератор Михаил Херасков. Труппа театра, получившего название Вольного, состояла из учащихся гимназии при Московском Университете. Благодаря тому влиянию, которое театр оказывал на русскую культуру и настроения в обществе, его называли "вторым Университетом".
Перестроенный в 1824 году по проекту архитектора Бове, особняк купца Варгина стал сценической площадкой театрального коллектива и получил название Малый театр. Это название объясняется тем, что особняк уступал в размерах воздвигнутому рядом зданию Большого театра. Долгое время Большой и Малый театры соединялись подземным ходом, а балетно-оперная и драматическая труппы, выступавшие на из сценах, были единым целым.
На сцене Малого театра ставились спектакли по произведениям русских классиков - Грибоедова, Гоголя, Тургенева. Еще при жизни Пушкина в театре были поставлены сценические версии его произведений: "Руслан и Людмила", "Бахчисарайский фонтан", "Цыгане". Важное место в репертуаре занимали произведения зарубежных авторов - Шекспира, Шиллера и других. Наряду с серьезными пьесами в Малом театре существовал и более легкий репертуар, состоящий из мелодрам и водевилей.
Особое место в истории Малого театра занимает творчество русского драматурга Александра Островского. Он написал 48 пьес, и все они в разное время были поставлены на сцене этого московского театра. Известно, что сам Островский многие пьесы создавал специально для Малого театра, лично читал их актерам, присутствовал на репетициях и давал советы относительно того, как лучше играть ту или иную сцену. Еще при жизни драматурга Малый театр стали называть "Домом Островского". У главного входа в театр установлен памятник великому драматургу, а пьесы Островского занимают центральное место в репертуаре.
Помимо произведений Островского, на сцене Малого театра часто проходят спектакли, поставленные по мотивам произведений Антона Чехова. При жизни писателя здесь ставились в основном его водевили, но позднее и серьезные пьесы Чехова заняли достойное место в афише театра. Сегодня произведения Чехова, наряду с пьесами Островского, составляют основу репертуара театра: "Вишневый сад", "Три сестры", "Чайка".
Своего рода "визитной карточкой" Малого театра стала драматическая трилогия Алексея Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: "Царь Иоанн Грозный", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис".
Указом Президента России Малому театру был присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей и Государственным Эрмитажем.
МХТ ИМ. А. П. ЧЕХОВА
Адрес: Камергерский пер., 3
МХТ им. А. П. Чехова, которым с 2000 года возглавляет народный артист России Олег Табаков, является одним из самых известных театров Москвы. В 2004 году театр был переименован и стал называться не Московским Художественным академическим театром, а просто Московским Художественным театром, сменив привычную аббревиатуру МХАТ на МХТ.
Среди самых известных спектаклей театра - "Белая гвардия" по роману Михаила Булгакова, "Последняя жертва" по пьесе Александра Островского, "Вишневый сад" по пьесе Антона Чехова, "Легкий привкус измены" по произведению Валерия Исхакова. Репертуар театра МХАТ им. Чехова состоит как из классических произведений, так и из работ современных авторов, таких как Людмила Улицкая, Павел Когоут, Светлана Савина.
Годом основания театра стал 1898. Именно тогда двое выдающихся театральных деятелей, - Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, - решили создать свой театр. Решению об основании театра предшествовала встреча режиссеров в ресторане "Славянский базар", состоявшаяся 19 июня 1897 года.
Сначала театру было присвоено название "Художественно-Общедоступного", но оно казалось столь неблагозвучным и труднопроизносимым, что уже в 1901 году слово "общедоступный" было убрано. Однако ориентация на демократического зрителя по-прежнему оставалась одним из главных принципов театра. В репертуаре важное место занимали пьесы А. Чехова - "Три сестры", "Вишневый сад", "Дядя Ваня", "Чайка". Среди актеров театра были О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая. Именно в МХАТе складывалась знаменитая на весь мир "система Станиславского" и создавалась книга "Работа актера над собой".
Здание, в котором расположен театр, было построено еще при Екатерине Великой, однако в 1812 году оно сильно пострадало при пожаре и было впоследствии перестроено. Одно время в здании размещался Русский драматический театр Корша.
В 1902 году здание было перестроено по проекту Федора Шехтеля. Меценат Савва Морозов, поклонник Московского Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, арендовал перестроенный особняк в Камергерском переулке для любимого театра. В 1974 году стало очевидно, что здание нуждается в реставрации, и МХАТ временно переехал на Тверской бульвар.
В 1987, когда коллектив театра разделился на две самостоятельные труппы, в отреставрированный особняк в Камергерском переулке переехала группа актеров, возглавляемая Олегом Ефремовым. Ефремов добился того, чтобы его театр был назван именем Антона Чехова, пьесам которого МХАТ обязан началом своей славы. С тех пор на сцене театра МХАТ им. Чехова были поставлены десятки спектаклей, ставших классикой российского сценического искусства.
В верхнем фойе театра работает экспозиция музея МХТ, на которой представлена история Художественного театра с 1898 по 1970 год. В музее можно увидеть фотографии, костюмы, макеты декораций к старым спектаклям. Кроме того, посетители театра и музея имеют уникальную возможность побывать в мемориальном кабинете Владимира Немировича-Данченко, заглянуть в артистические гримерные Константина Станиславского и Олега Ефремова, выдающихся актеров и режиссеров, сыгравших важную роль в истории развития МХТа. Фонды музея МХТ и его филиалов представляют собой уникальное собрание исторических документов и материалов, произведений театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства, мемориальных предметов.
В 1996 году МХТ им. Чехова был отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.
ТЕАТР НА ТАГАНКЕ
Адрес: Земляной Вал ул., 76/21
Московский театр на Таганке, находящийся на том месте, где раньше была площадь Таганка, был создан в 1964 году на основе труппы Московского театра драмы и комедии.
С театром на Таганке связаны имена таких выдающихся режиссеров, как Анатолий Эфрос, Николай Губенко и Юрий Любимов. Первым спектаклем, который был поставлен на сцене театра на Таганке, стал "Добрый человек из Сезуана" Брехта. Этот спектакль, сыгранный актерами практически без декораций и грима, был назван критиками "новаторским, дерзким, неравнодушным". В нем использовались театральные приемы, с которыми публике не приходилось сталкиваться раньше, и результатом столь необычного подхода к театральному искусству стало признание зрителей.
Главным творческим направлением театра стал так называемый поэтический театр: в репертуар были включены спектакли, созданные по произведениям Вознесенского и многих других поэтов, которые были кумирами своего времени. Среди наиболее известных спектаклей театра на Таганке - "Павшие и живые", "Пугачев", "Мастер и Маргарита" и, конечно, знаменитый "Гамлет", главную роль в котором сыграл Владимир Высоцкий.
В театре на Таганке работали талантливые актеры, которые впоследствии стали необыкновенно популярны - благодаря как театральным ролям, так и съемкам в кино. Среди них - Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Семен Фарада и многие другие. Благодаря блистательной игре актеров, необычным постановкам и мастерству режиссера к концу 1970 годов театр на Таганке приобрел мировую известность. Среди спектаклей, пользовавшихся особой любовью зрителей, можно назвать "Десять дней, которые потрясли мир" по Дж. Риду, "Павшие и живые" Д. Самойлова, "А зори здесь тихие…" Б. Васильева, "Дом на набережной" Ю. Трифонова и другие.
Юрий Любимов, создатель и художественный руководитель театра на Таганке, поставил 38 спектаклей, каждый из которых отличался нестандартными решениями и использованием необычных режиссерских приемов. Именно благодаря постановкам Любимова театр на Таганке стали называть "островом свободы в несвободной стране". Из-за свободолюбия, нестандартности и яркости спектаклей театр Любимова постоянно находился под угрозой запрета. В 1980 году, когда не стало Владимира Высоцкого, одного из самых ярких актеров своего времени, завершился целый этап в истории театра на Таганке. Многие спектакли, в том числе постановка, посвященная жизни Высоцкого, были категорически запрещены к показу. В 1984 году Любимова освободили от должности художественного руководителя и лишили советского гражданства. Однако уже в 1989 году Любимов стал первым известным эмигрантом, которому возвратили гражданство, и он вновь возглавил театр на Таганке.
Сегодня театр на Таганке входит в число самых любимых театров московской публики. В современном репертуаре театра - "Электра" Софокла, "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, "Подросток" Федора Достоевского, "Фауст" Гете, "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова и многие другие спектакли.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. Е. ВАХТАНГОВА
Адрес: Арбат ул., 26
Начало театру им. Вахтангова было положено в 1913 году, когда группа актеров, приверженцев системы Станиславского, решила основать собственную театральную студию. Однако первый спектакль студии, поставленный по мотивам пьесы Бориса Зайцева "Усадьба Ланиных", прошел без особого успеха. Критики объясняли неудачу недостаточным профессионализмом и излишней восторженностью молодых актеров.
В 1914 году участники студии начали репетировать в небольшой квартире, которая совмещала в себе функции общежития для актеров и маленькой сцены со зрительным залом на 35 человек. В 1917 году театральный коллектив получил название "Московская драматическая студия Е. Б. Вахтангова". Несмотря на многочисленные конфликты, неизбежно возникавшие между участниками студии, каждый новый спектакль получался интересным и непохожим на предыдущие. Вахтангов постоянно искал новые формы воплощения режиссерского замысла, экспериментировал, удивлял публику.
В 1920 году студия вошла в состав Художественного театра. Заметным событием в культурной жизни Москвы стал спектакль Вахтангова "Чудо святого Антония", в котором режиссер использовал метод "точек" - застывших на мгновение мизансцен. Сам Вахтангов говорил, что ставит свои спектакли в духе "фантастического реализма".
13 ноября 1921 года студия Вахтангова вышла из состава Художественного театра, и по адресу "улица Арбат, 26" открылся театр Третьей Студии МХТ под руководством Евгения Вахтангова. Театр расположился в бывшем особняке миллионера Берга. К тому времени Вахтангов, отдавший все свои силы театру, был серьезно болен. Последней постановкой, над которой работал выдающийся режиссер, стал спектакль "Принцесса Турандот". 29 мая 1922 года Евгений Вахтангов ушел из жизни, и в истории театра началась новая эпоха.
Первой большой премьерой, поставленной на сцене театра после смерти Вахтангова, стала пьеса Островского "Правда - хорошо, а счастье - лучше". Это был режиссерский дебют Бориса Захавы. Однако спектакль был встречен одинаково холодно и публикой, и критиками. Стало ясно, что в театре назрел кризис, но явного лидера, который был бы достойным преемником Вахтангова, не находилось.
Наконец, театр возглавил один из соратников великого режиссера, Алексей Попов. Первой его постановкой, вернувшей интерес к театру, стал спектакль "Комедии Мериме". Подчиняясь законам времени, Попов создал революционную постановку "Виринея", - спектакль, о котором восторженно отзывался Иосиф Сталин. "В общем, хорошо, даже великолепно", - написал Сталин в книге отзывов 16 апреля 1926 года. Благодаря "Виринее" театр Вахтангова был одобрен советским правительством и получил государственную дотацию.
Сегодня Государственный академический театр им. Е. Вахтангова имеет множество поклонников. Его возглавляет выдающийся актер Михаил Ульянов. В труппе театра состоят такие хорошо известные артисты, как Ирина Мирошниченко, Сергей Маковецкий, Василий Лановой и другие. В репертуаре театра - спектакли по произведениям русских и зарубежных авторов: "Отелло" Уильяма Шекспира, "Пиковая дама" Александра Пушкина, "Калигула" Альбера Камю, "Принцесса Турандот" Карло Гоцци, "Фредерик, или бульвар преступлений" Эрика-Эмманюэля Шмитта.
ТЕАТР СОВРЕМЕННИК
Адрес: Чистопрудный бульвар, 19а
Московский театр "Современник" был основан в 1956 году группой молодых актеров-единомышленников, выпускников школы-студии Московского Художественного театра. Во главе труппы стояли Олег Ефремов, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Игорь Кваша, Лилия Толмачева - те, кто сегодня стали классиками русского сценического искусства.
Основатели театра хотели "говорить со зрителем языком современности", отсюда и название театра. Своей главной целью актеры "Современника" видели проникновение во внутренний мир героев спектаклей, создание таких образов, в которых зрители узнавали бы самих себя, со своими проблемами и переживаниями. Такой подход к театральному искусству находил отклик у публики, особенно у молодежи, и вскоре "Современник" стал одним из самых популярных театров Москвы. А к концу 1960 годов московский театр "Современник", благодаря труппе талантливых актеров и блестящим постановкам, приобрел общероссийскую славу.
С первых лет существования театр "Современник" удивлял необычными постановками. В основу его репертуара были положены произведения современных авторов - Виктора Розова, Александра Володина, Василия Аксенова, Уильяма Гибсона. Театр много и успешно гастролировал, а такие спектакли, как "Вечно живые", "Старшая сестра", "Двое на качелях", "Всегда в продаже" стали настоящей классикой театрального искусства.
Изменения в политической жизни России, пришедшиеся на 1970 годы, значительно затруднили работу "Современника". Театр все чаще стал подвергаться цензурным ограничениям. Кроме того, "Современник" лишился одного из своих основателей и идейных вдохновителей - Олега Ефремова, который был приглашен возглавить московский МХАТ. Вместе с ним из труппы ушли другие выдающиеся актеры. "Современник" оказался на грани закрытия.
В 1972 году руководство театром "Современник" приняла на себя Галина Волчек. За короткое время ей удалось вернуть театру его былую популярность и привлечь к работе в "Современнике" талантливых актеров и авторов, среди которых был Чингиз Айтматов. Спектакль "Восхождение на Фудзияму", поставленный Галиной Волчек в 1973 году, показал, что театр не только не распадется, но и впредь будет радовать зрителей, оставаясь верным своим художественным принципам.
Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене театра за годы его существования, почти две трети написаны авторами специально для "Современника". Именно с написания произведений для этого театра началась известность Людмилы Петрушевской, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других. Кроме того, в последнее время любовь аудитории завоевали постановки, переосмысливающие классику, стремящиеся увидеть в произведениях хрестоматийных авторов актуальные проблемы сегодняшнего дня. На сцене "Современника" с успехом проходят спектакли по произведениям Антона Чехова, Николая Гоголя, Уильяма Шекспира, Хенрика Ибсена, Федора Достоевского и Бернарда Шоу.
За годы работы "Современник" добился не только общероссийского, но и международного признания. С небывалым успехом прошли гастроли театра в Нью-Йорке, где труппа представила спектакли "Три сестры" и "Вишневый сад" по произведениям Антона Чехова и "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург. "Современник" стал единственным зарубежным театром, удостоенным общенациональной премией США в области драматического искусства "Drama Desk Award".
ЛЕНКОМ
Адрес: Малая Дмитровка ул., 6
Театр Ленком многие справедливо называют "самым успешным" в Москве. Пожалуй, ни один другой театр не может похвастаться тем, что в состав его труппы входит такое количество звезд: Инна Чурикова, Леонид Броневой, Армен Джигарханян, Николай Караченцов, Олег Янковский, Александр Збруев, Александр Абдулов, Елена Шанина, Дмитрий Певцов и многие другие артисты, ставшие кумирами нескольких поколений российских зрителей. Художественный руководитель театра Ленком - знаменитый режиссер Марк Захаров.
Репертуар театра Ленком привлекает публику своей разноплановостью: в нем идут спектакли, созданные по мотивам российских и зарубежных классических произведений, а также пьес современных авторов. Постановки Ленкома отличаются блистательной игрой актеров, великолепной режиссурой, смелыми новаторскими решениями и новыми сценическими приемами. Особое место в репертуаре Ленкома занимает ставшая классикой рок-опера "Юнона и Авось" - трогательная и трагичная история любви русского графа Резанова и испанской девушки Кончитты. Этот спектакль уже более 20 лет восхищает зрителей, заставляя сопереживать судьбе решительного путешественника Резанова, роль которого великолепно исполнил Николай Караченцов.
Здание на Малой Дмитровке, в котором располагается театр Ленком, имеет долгую историю, связанную с различными театральными постановками. Построенное в 1907 году в популярном в те годы стиле "модерн", здание изначально служило Купеческим клубом, в котором ставились музыкальные и драматические спектакли. После Октябрьской революции в здании разместился Театр Рабочей Молодежи (ТРАМ), литературной частью которого одно время заведовал писатель Михаил Булгаков, а музыкальной - Исаак Дунаевский. В исполнении молодых артистов, многие из которых совмещали игру на сцене с работой на заводе, ставились классические произведения Александра Пушкина, Александра Островского, Максима Горького.
В 1938 году театр, получивший название Московского Театра имени Ленинского Комсомола, возглавил Иван Берсенев. Именно при нем Ленком стал известен далеко за пределами Москвы, а его репертуар пополнился новыми постановками.
После смерти Берсенева театр на долгое время остался без лидера и вдохновителя. В 1963 году Ленком возглавил Анатолий Эфрос, который привел в театр целую плеяду блестящих актеров, среди которых были Валентин Гафт, Всеволод Ларионов, Лев Дуров, Александр Ширвиндт, Михаил Державин. Однако стиль постановок Эфроса не понравился представителям советской власти, и режиссер был отстранен от должности.
Новая жизнь Ленкома началась тогда, когда его главным режиссером стал Марк Захаров, с именем которого связана вся новейшая история этого прославленного московского театра. Захаров поставил удивительные по глубине, выразительности и зрелищности спектакли, среди которых - "Тиль", "Безумный день, или женитьба Фигаро", "1000 дней Анны Болейн", "Варвар и еретик". Многие спектакли, прославившие Ленком, Марк Захаров ставил совместно с Григорием Гориным. В 1991 году полюбившееся зрителям название театра (Ленком) было объявлено официальным.
САТИРИКОН
Адрес: Шереметьевская ул., 8
История театра "Сатирикон" началась в 1939 году, когда был основан Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Одним из инициаторов создания и идейным руководителем этого театра стал выдающийся актер 20 века Аркадий Райкин. Авторитет актера и его влияние на судьбу театра были настолько значительны, что вскоре коллектив актеров под его руководством получил название "Театр Райкина". Он был очень популярен среди зрителей благодаря злободневности и необычности постановок, разнообразию репертуара, таланту актеров, входящих в труппу, и, конечно, обаянию Аркадия Райкина. С театром сотрудничали такие писатели, как Михаил Зощенко, Михаил Жванецкий, Аркадий Арканов.
В 1982 году театр получил название Государственного театра миниатюр и переехал в Москву. Ему было передано здание бывшего киноцентра "Таджикистан", однако понадобилось несколько лет, чтобы приспособить его под нужды театра. Работы по переоборудованию здания завершились лишь к 1987 году. К тому времени название "Театр миниатюр" уже не соответствовало увеличившемуся репертуару и изменившейся концепции театра, поэтому он был переименован.
Название "Сатирикон", которое происходит от латинского слова "satira", казалось достаточно емким и вполне отражающим принципы, по которому работал театр Райкина. В переводе с латинского "satira" означает древнеримский театральный жанр, совмещающий в себе диалог, пантомиму, музыку и танец.
В декабре 1987 года Аркадия Райкина не стало, и руководство театром перешло к его сыну - Константину Райкину. Он начал пополнять репертуар театра спектаклями, обращая особое внимание на новые тенденции в театральном искусстве. Так, в 1988 году на сцене театра "Сатирикон" был поставлен скандально-известный спектакль "Служанки" Жана Жене в постановке Романа Виктюка.
При Константине Райкине театр "Сатирикон" приобрел новые черты, однако у него осталось много общего с театром миниатюр Аркадия Райкина: это, прежде всего, уважение к зрителю и творческий поиск.
В репертуар "Сатирикона" входят спектакли, поставленные как по мотивам классиков, так и современных авторов. Среди известных актеров театра - Наталья Вдовина, Владимир Михайловский, Денис Суханов, Максим Аверин и другие. Режиссером многих спектаклей является Константин Райкин, он же нередко выходит на сцену и в качестве актера. Одной из самых выдающихся его работ последних лет критики называют главную роль в спектакле "Ричард III" Шекспира, поставленным Юрием Бутусовым.
Спектакли и актеры театра "Сатирикон" неоднократно удостаивались престижных премий за достижения в области театрального искусства, среди которых - "Золотая маска" и "Хрустальная Турандот" за спектакль В. Фокина "Превращение" по Ф. Кафке, "Золотая маска" за спектакль "Контрабас" П. Зюскинда в постановке Е. Невежиной и многие другие награды.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ЭСТРАДЫ
Адрес: Берсеневская наб., 20/2
Московский Государственный театр Эстрады хорошо известен не только в Москве, но и за ее пределами. На этой знаменитой сценической площадке проходят спектакли с участием звезд российского театрального искусства - Геннадия Хазанова, Олега Басилашвили, Анатолия Равиковича, Инны Чуриковой и многих других известных артистов. В театре Эстрады часто устраиваются концерты как отечественных, так и зарубежных исполнителей. Здесь выступали мировые знаменитости - Эдит Пиаф, Марлен Дитрих, Марина Влади, Пьер Ришар.
История театра началась в 1954 году, когда группа артистов московской эстрады во главе с Н. П. Смирновым-Сокольским получила собственное здание на площади Маяковского, где раньше располагался театр Сатиры. В 1961 году театр Эстрады переехал в здание на Берсеневской набережной. Примечательно, что до недавнего времени у театра не было своей постоянной труппы актеров - она была образована лишь в 1999 году. До этого на сцене театра Эстрады ставились спектакли, в которых играли актеры из разных театральных трупп, но почти всегда артистов объединяло одно - это были поистине народные кумиры.
Концепция "театр звезд", сформулированная лишь в конце 20 века, начала формироваться с первых лет работы театра Эстрады. Здесь начинали свой творческий путь Мария Миронова и Александр Менакер, выступали Алиса Фрейндлих, Виталий Соломин, Вера Алентова, Евгения Симонова, Александр Ширвиндт, Валерий Золотухин, Александр Абдулов и многие другие. На сцене театра были представлены зрителю такие постановки, как "Мелочи жизни" и "Маленькие трагедии" Геннадия Хазанова, "Смешанные чувства" Леонида Трушкина, "Прощай, Марлен, здравствуй" Геннадия Шапошникова - спектакль, посвященный актрисе Марлен Дитрих, давшей в 1964 году свой единственный в России концерт именно в театре Эстрады. Одним из самых популярных спектаклей на сегодняшний день является мюзикл "We will rock you", созданный в сотрудничестве с музыкантами легендарной группы "Queen".
Не оставляет без внимания театр Эстрады и маленьких зрителей: в разное время в его афише значились такие представления как "Путешествие в страну Мульти-Пульти", "Отпуск Деда Мороза", "Голубая стрела", "Ваня и крокодил", "Маугли".
МОСКОВСКАЯ ОПЕРЕТТА
Адрес: Большая Дмитровка ул., 6
История театра "Московская оперетта" началась в 1927 году, когда группе артистов было поручено поставить несколько оперетт, используя актуальную для того времени проблематику. Эта задача была не из легких: ведь предстояло привнести в оперетту, жанр, который у многих ассоциировался с "буржуазным искусством", нечто новое, что могло бы заинтересовать публику с ее обновленными взглядами и вкусами.
К лету 1928 года в театре, названном "Московская оперетта", уже было поставлено 8 премьер, наибольшей популярностью среди которых пользовался музыкальный спектакль на музыку Исаака Дунаевского. В дальнейшем в репертуаре театра, вместе со спектаклями по произведениям Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса и Ференца Легара, достойное место заняли оперетты, музыку для которых писали Исаак Дунаевский, Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников и другие отечественные композиторы. Многие специально писали свою музыку для постановок "Московской оперетты", и вскоре театр не только стал ведущим в своем жанре на территории России, но даже добился внимания европейской публики и критиков.
Театр "Московская оперетта" располагается в старинном московском здании. Зал театра по праву считается одним из лучших в Москве: современное оборудование гармонично сочетается с красотой и уютом классического зала, выполненного в бордово-золотых тонах. Гордостью театра является изумительный по технике исполнения расписной плафон.
В 1999 году театр "Московская оперетта" прославился тем, что на его сцене был впервые представлен российской публике мюзикл "Метро". Интересный музыкальный материал, нетрадиционный для академического театра подход к подбору исполнителей, использование самого современного технического оборудования сделали эту постановку особой не только для театра оперетты, но и для театров Москвы и России в целом. Вторым мюзиклом, поставленным на сцене театра "Московская оперетта", стал покоривший весь мир "Собор Парижской Богоматери.
Отличительных особенностью "Московской оперетты" было и остается то, что на сцене этого театра успешно работают как опытные популярные артисты, так и представители нового поколения исполнителей. Сегодня репертуар театра включает в себя классику и современную оперетту, мюзикл и шоу. Среди особенно полюбившихся публике постановок - "Принцесса цирка" Имре Кальмана, "Веселая вдова" Ференца Легара, "Летучая мышь" Иоганна Штрауса и многие другие. Для детей на сцене театра идет мюзикл "Дети капитана Флинта", написанный на музыку Б. Савельева.